ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town-ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

   

Новости ЕКОВАСТ

Президенту Российской Федерации
В. В. Путину

О катастрофическом состоянии памятников-шедевров
древнерусского деревянного зодчества

Уважаемый Владимир Владимирович!

В истории и культуре каждого народа есть особые, коренные, вехи-памятники, которые наглядно и образно отражают его самобытность и даже судьбу. В России таковыми являются памятники древнерусского деревянного зодчества. Именно эти памятники, начиная с XIX века, претерпели наибольшие искажения и перестройки, вызванные активной к ним неприязнью казенного духовенства, именовавшего их «раскольничьими», «приличиям не подлежащими», «в подлом вкусе», «топорной работы».
Те времена прошли. Мудрой красотой древнерусского деревянного зодчества, нашим «бревенчатым Иерусалимом»(1),
уже давно восхищается весь мир. Да и в музеях под открытым небом, коих немало в России, нет ни одного храма, сохранившего свои былые «благолепные обновления» XIX века. Однако воинствующее неприятие святоотеческих образов деревянного зодчества продолжается и поныне. Оно результативно присутствует в действиях лицемеров, причастных к делу их сохранения, внутренне не расположенных к признанию величия и самобытности древнерусской, глубоко христианской архитектуры. Куда проще и яснее для их приземленного мировоззрения считать русский народ «лапотным», «квасным», не имеющим корневой культуры! Древнерусские деревянные памятники для них — как кость в горле. Согласно их соображениям, культура в России начала формироваться лишь со времен петровской «европеизации» и в прямой от нее зависимости, «будто и весь род русский наседка под крапивой недавно высидела» (Н. Лесков). Насколько это примитивно и совсем не так, эти «радетели», похоже, сами знают. Оттого и действуют преимущественно исподтишка, аккуратно собирая вокруг себя или лиц, далеких от понимания основ русской жизни, или просто продажных, или своих же единомышленников, для коих разрушение нашей древней культуры — лишь подтверждение их взглядов на Россию. В любом случае подобную деятельность можно охарактеризовать как «беспринципность, возведенную в принцип» (А.В. Ополовников).

Многочисленные «федеральные программы» по сохранению памятников деревянного зодчества и бесконечные совещания (и т. п.). «по спасению» известны мне, по меньшей мере, на протяжении 30 лет. За это время погибло немало уникальных шедевров древнерусского деревянного зодчества, причем не только отдельно стоящих памятников, но и их ансамблей: в сс. Астафьево, Волосово, Кожозеро, Верховье, Турчасово (Архангельской обл.), Поча (Вологодской обл.), Талицы (Ивановской обл.), Колодозеро (Карелии), в г. Якутске (крепостная башня) и мн. др. Пестроцветно, как «попугайчик» (выражение Каргопольского депутата Л.Б. Викуловой), раскрашен уникальный, неповторимый ансамбль в с. Нёнокса (Архангельская обл.).

Силу страшной разрушительной работы бесконечного словоблудия можно воочию увидеть в Кижах. Паутина пустопорожних словес здесь материализовалась в образе многотонного железного каркаса-паука, вот уже более четверти века (с 1982 г.) впивающегося в тело памятника-реликта — 22-главой Преображенской церкви. Распятый храм Древней Руси… Но как бы там ни было, нет сомнения в том, что Преображенская церковь окончательно не погибнет: ведь весь ансамбль Кижского погоста (2 церкви, колокольня и ограда) внесен в список памятников, особо охраняемых ЮНЕСКО.

Куда большую тревогу вызывает состояние уникальных древних памятников деревянного зодчества, стоящих на своих исконных местах. Посмотрели бы Вы на них, уважаемый Владимир Владимирович! Наши архитектурные шедевры, которым нет в мире аналогов и которыми восхищается весь мир, как старики-инвалиды, брошенные детьми-хамами, стоят согбенные и продырявленные, еле-еле дыша. Если их не поддержать, закрыв хотя бы протечки и элементарно укрепив, то они уже будущим летом-осенью погибнут, как погибло в последнее время немалое число их собратьев-страдальцев, преследуемых на протяжении веков за красоту и величие духа. Вот далеко не полный перечень сел с гибнущими памятниками:
1 Архангелы — км 60 от Каргополя по дороге на Конёво—Плесецк;
2. Бережная Дуброва — на левом берегу р. Онеги близ с. Конёво, км 90 от Плесецка;
3. Большая Шалга — 10 км от Каргополя по дороге на Няндому;
4. Заостровье — км 20 от Архангельска по дороге на Северодвинск;
5. Зачачье — км 220 от Архангельска по Московской трассе;
6. Красная Ляга — км 25 от Каргополя, поворот от с. Печниково;
7. Михалёво — на левом берегу Северной Двины, км 300 от Архангельска на Москву + км 60 после поворота на Котлас и райцентр Красноборск;
8. Пермогорье — на левом берегу Северной Двины, км 400 от Архангельска на Москву, затем — поворот на Котлас, не доезжая Красноборска км 20;
9. Пияла — на правом берегу. Онеги, км 130 от г. Онеги по дороге на Плесецк;
10. Поле — км 100 от г. Онеги по дороге на Плесецк + км 10 на восток от с. Бол. Бор;
11. Порженское — км 15 лесной дороги от с. Вершинино, Кенозерский национ. парк;
12. Турчасово — на левом берегу Онеги, км 150 от г. Онеги по дороге на Плесецк;
13. Ратонаволок — км 200 от Архангельска на Москву, не доезжая км 10 с. Зачачье;
14. Подпорожье — на левом берегу. Онеги, км 10 от г. Онеги;
15. Чухчерьма — на правом берегу Северной Двины, км 100 от Архангельска.

Добавим еще три памятника: в сс. Нелазское близ Череповца и Палтога близ Вытегры Вологодской области, а также в Ивановской области на знаменитой горе Левитана в г. Плёсе на Волге. Итого — всего лишь 18 памятников. Но сколь драгоценных! Неужели мы не в силах их хотя бы чуть-чуть поддержать-подремонтировать, спасая от верной гибели? На каждом из них проржавевшая и еле читаемая табличка: «Памятник архитектуры…охраняется государством». Бесконечно стыдно за такое государство, тем более — ныне не бедное.

Столь же тревожное письмо, но с большим числом конкретных «действующих лиц», отослано мною недавно министру культуры РФ А.С. Соколову. Передано письмо и президенту Российского Фонда культуры Н.С. Михалкову. Считаю своим профессиональным и гражданским долгом — звонить во все колокола, иначе последние шедевры деревянного зодчества, еще стоящие на своих исконных местах, погибнут.

Очень надеюсь на Вашу, уважаемый Владимир Владимирович, действенную помощь в данной ситуации. Время не ждет! Россия, наверное, может прожить и без памятников-реликтов, сохраняя о них лишь книжную память… Но сколь много добра уйдет из русской и без того во многом обделенной жизни, если эти самобытные, неповторимые образы — древлеотеческие архитектурные предания — окончательно погибнут! Дело их достойного сохранения — это тоже национальная безопасность. Повышение материального уровня жизни нашего многострадального народа не может, не должно происходить на фоне столь явного снижения уровня отечественной культуры, тем более — на фоне пренебрежения к древнерусским деревянным памятникам — общепризнанным шедеврам мировой архитектуры. Известно, что окружающий, видимый мир формирует сознание человека не менее активно, чем события жизни. Русский язык — это и язык архитектуры. И мы должны хранить его корни.

Передавать решение вопроса только в Министерство культуры РФ лично мне представляется недостаточным. Заговорить могут, отчитавшись бумагами. Хорошо бы передать реставрацию памятников нашим бизнесменам (по 1-му на каждого). Полная реставрация каждого памятника составит, полагаю, максимум 10 млн. руб., а противоаварийное укрепление — всего около 1 млн. руб., а то и меньше. Небольшие деньги для России, но шедевры ее культуры будут спасены. Готова взять на себя контроль за их сохранением, выезжая на места, отложив даже написание следующего тома издаваемой нами серии книг по деревянному зодчеству. Моя заинтересованность — лишь в сохранении самобытно-христианских, глубоко русских архитектурных образов деревянного зодчества, неповторимых памятников-шедевров; она велика, непродажна и неколебима.

С уважением и верой,

Е.А. Ополовникова,
профессор Международной академии архитектуры (Москва),
член Бюро и председатель Комитета по деревянному зодчеству
Российского отделения Международного Совета ICOMOS,
действительный член Академии Северного Форума,
заслуженный работник культуры РФ,
главный архитектор фирмы «ОПОЛО».


P.S. Хотелось бы еще добавить, что памятники деревянного зодчества настолько притягательны, что даже свою тему в современной архитектуре, по которой у меня были и отличный диплом в МАРХИ (рук. В.Н. Белоусов и Н.Н. Уллас, 1966), и кандидатская диссертация (рук. И.М. Смоляр, 1974), — проектирование горнолыжных комплексов — я поменяла на древнерусское деревянное зодчество. Имела 2-й взрослый и 1-й юношеский разряд по слалому; была «чемпионкой СССР среди архитекторов» в Бакуриани (1977) и т.п. (катаюсь и по сей день); Первая в архитектуре проектировала туристский комплекс «Красная Поляна» (ин-т «Гипрогор», рук. Л.В. Вавакин) с ориентацией на горнолыжный спорт зимой; удостоена медали ВДНХ по данной теме (на Смотре творчества молодежи, 1972)… Словом, я не случайно к Вам обращаюсь, не по порыву любящего Россию дилетанта, а — глубоко выстрадано, осмысленно и со знанием дела (вкупе с трудами моего отца, А.В. Ополовникова (1911—1994), ученого-подвижника, крупнейшего реставратора памятников древнерусского деревянного зодчества). Судьба этих памятников есть зримое отражение судьбы русского народа, который так нуждается в понимании его мироощущения и не формальной, а проникновенной, имея в виду не только материальный, но и духовный уровень бытия, поддержку Государства.

(1) Так назван заключительный (трехтомный) выпуск серии книг «Древнерусское деревянное зодчество», посвященный церквям и часовням («ОПОЛО»., 1998 — по наст. время). 1-й том — «Бревенчатый Иерусалим. Ч. 1. Клетские церкви и часовни» — вышел в свет в 2007 г. Все выпуски серии (четыре книги) переданы Вам с дарственной надписью.

 

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники